Закрыть
Закрыть

“Письмо.Чтение.Счёт” (2. Виды письма)

Рейтинг:
1 vote, average: 5.00 out of 51 vote, average: 5.00 out of 51 vote, average: 5.00 out of 51 vote, average: 5.00 out of 51 vote, average: 5.00 out of 5 ( проголосовало:1)
  • Размер:
  • 16
  • Шрифт:
  • Читать

1) КАК ТЕБЯ ЗОВУТ? – КА-ТЯ. Всего два кубика. Конечно, рациональнее четырёх К-А-Т-Я. А теперь кубики перевернули-перевернули, переставили-переставили. Где твое имя? Вот оно. КА-ТЯ. Опять перепутали-переставили. Где? Нет, это ТЮКА, ты ТЮКА. Двухлетняя девочка смеётся. Начинает шалить. Ты ТИКА. Ты ТЕК. Вот смотри, как надо: КА-ТЯ. Опять перевернули кубики, переставили. Где ты? Ужас какой! Ты КЫТЬ. Ты ТЬКА. КЭТЯ. КУТЯ.

Из двух кубиков — 72 комбинации. Из трёх — 1296. Из четырёх — 1140. Запомнить, какой кубик сначала, какой потом, где верх, где низ букв (помеченный белой полоской), запомнить СВОИ кубики, а на них СВОИ склады, учиться составлять и прочитывать слово слева направо не так-то просто. Но и не так тяжело — со взрослым. С одного-двух-трёх весёлых, непродолжительных занятий Катя научится составлять своё имя, потом находить СВОИ квадратики в таблице, выискивать СВОИ кубики среди сорока семи других.

“С чего начинать?” — годами мучаются академические методисты. После сорока девяти безбуквенных уроков, убив столько времени на умнейшие схемы, вводят, по-научному, самые частотные буквы: А, У, О, Н, С. “Всего” через полсотни с небольшим уроков в чтение вышли: АУ! — ребята в лесу заблудились. Ребёночек в кроватке сидит: УА! Буратино (теплее) упал (уже смешно) в лужу (га-га-га!) задом (лопнул можно) и кричит: О-о-о!

Три первых буквы ввели, четыре первых слова прочитали – четыре восклицательных знака увидели. А что поделаешь – никак без них не обойтись.

Если раньше, при глупых предках, первой фразой из нескольких слов в букваре прочитывали что-нибудь вроде МЫ НЕ РАБЫ, РАБЫ НЕ МЫ или МЫ ЗА МИР, потом, поумнев, МАМА МЫЛА РАМУ, то, создав УЧЕНИЕ О ЧАСТОТНЫХ БУКВАХ, сложили: У НАС НАСОС.

А что из этих букв ещё составишь?

Пять лет при ДК им. Цурюпы в Ленинграде-Петербурге работала группа студентов. Обучали пяти-шестилеток чтению и счёту за двенадцать получасовых занятий, по два раза в неделю. Даже извинялись: “Мы студенты, Николай Александрович, у нас времени мало, поэтому мы трёхлеток-четырёхлеток не берём”.

Еще Конфуций писал о “ритуале” написания собственного имени. Обязательно должен быть ритуал. Разве трудно открытку с печатью выдать: “Юра Корягин такого-то числа, месяца и года научился писать своё имя”? Ведь он самый главный в мире, пуп Земли, о нём, а ни о ком другом, так заботятся мама и папа, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры, все ИМ заняты, ИМ интересуются, кормят, одевают, защищают. Конечно, с ЕГО имени надо начинать. Через некоторое время обязательно понадобится и фамилия.

А если ребят много, группа? – Дадим указку ребёнку, обхватим его руку своей, другую на плечо и, стоя за его спиной, напишем указкой имя по таблице 1. Все наблюдают внимательно, тянут руки к указке: “Меня еще не писали!” Изучаем склады (пошли влево, пошли вправо, рука вверх, рука с указкой вниз) не только глазом, ухом, но и телом. Двигательная память, мускульная, моторная, кинетическая, мышечная, кинестетическая, различение по весу, объёму, ощущаемой руками вибрации – КИНЕСТЕТИКА, одним словом. Жаль, что кубики ещё и не пахнут. Но, может, дело будущего? Эка невидаль – материалы, стойко сохраняющие запах. Да и сейчас можно в три запаха спрыснуть “золотые”, “железные” и “деревянные”. В принципе, и органолептику присоединить нетрудно, нашёл какой надо кубик – получи такую же конфетку с буквами. Каких сладостей только не выпускаем в какой их только цвет не красим…

Всё это и есть НАГЛЯДНОСТЬ. Не только глядеть, а воспринимать в движении, щупая, нюхая, пробуя, – ни одного канала восприятия не бывает лишним. С запахом и вкусом тоже не шутки — вспомните о слепоглухонемых.

2) Составим из кубиков, пропишем указкой по таблице МА-МА, ПА-ПА, имя брата, сестры, БА-БУ-Ш-КА, КО-Ш-КА СО-БА-КА (говорится “сабака”, а пишется “собака”), как’ маму зовут, как папу, и дедушка СА-ША, и бабушка 0-ЛЯ, а еще дедушка ВИ-ТЯ и бабушка ЛА-РИ-СА.

Сначала король, теперь окружение: его люди, животные, вещи.

3) КАКОЕ СЛОВО ТЕБЕ НАПИСАТЬ? – по твоему выбору, какое ты хочешь. Любое. Пишем сотни слов, тысячи. Указкой по таблице, кубиками. Ведь это быстро, не надо доски, мела, тряпки, фломастеров, бумаги.

В детских садах, где в группах развешены таблицы, есть полки для работы с кубиками, дети и без воспитателей постоянно что-то пишут указками, составляют слова из кубиков.

Какое слово тебе написать? Машина. Даем указку ребенку, обхватываем его руку своей и водим: МА-ШИ-НА. — А тебе какое?

Каждый наблюдает передвижения указки, горит от нетерпения — так ему хочется, чтобы и его слово написали.

Узнаёшь удивительные вещи: в сознании ребенка “дядя Саша”, “тётя Таня” существуют одним словом. А может встретиться и такое “слово”: “Моей маме соловей сел на руку”. Как-то раз на всех обиженный мальчик написал: ВСЕДУ РАКИ, имея в виду, конечно, что ВСЕ ДУРАКИ.

Только тогда, когда много пишем, по-настоящему почувствуем, что такое слово, его границы. Потом только можно выходить в предложение.

Пишем ЛЮБЫЕ слова, значит, возникает необходимость проверки: говорится леф, а пишется ЛЕ-В, потому что — и это слово тоже надо написать — ЛЬ-ВЫ. Говорится катёнак, а пишется КО-ТЁ-НО-К, потому что КО-Т (напишем). Постепенно, благодаря нашему постоянному наговариванию и показу, ребёнок освоит механизм такой проверки.

При понимании письма как просто шкрябания ручкой в тетради, шестилетка за весь год напишет в первом классе не более двухсот слов. При наших подходах — еще и до шести лет — многие тысячи. Даже двухлетки так писать любят.

4) Через некоторое время начнем разнообразить предыдущую игру. Спросите ребят: “ЧЕГО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ПОКУШАТЬ?” И будем писать: бананы, помидоры, пельмени, яблоки и т.д.

А мороженого хотите? Сейчас сделаем. Несите МО. Большой железно-золотой. И несут. Четырёхлетки — на второй, на третий день. А что удивительного, ребята любят работать стайкой, соревнуясь, наблюдая друг за другом. Лучше, если полка, на которой составляем слова, в одном конце комнаты, а стол с кубиками — в другом, подальше. Толпой бегут к столу, каждому хочется найти кубик первым. Нашли, бегу обратно. Теперь из шести складов на кубике надо выбрать нужный.

— Правильно, вот МО, ставьте сюда, белой полосочкой вниз. Несите РО… Несите ЖЕ. Большой двойной железно-золотой… Несите НО… Несите Е, маленький золотой… И вот, слово составлено.

— А какой кубик дольше других произносится? Прочитайте слово, указывая на кубики, на РО палец естественно, задержится подольше.

— РО! — кричат ребята, приносят белый кубик и СТАВЯТ ударение. Этим кубиком уже пользовались раньше. Теперь все готово.

— Кто будет мороженое кушать?

“Кушать” — значит прочитать, указывая пальчиком кубики. Ребята мигом принимают игру. Один мальчик вниз головой висел, продев ноги в кольца, но как до “кушанья” дошло, быстро высвободился и тоже принял участие.

Иногда ребята приносят не тот кубик. Ничего страшного:

— Это К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ, большой деревянно-золотой, а нам нужно М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ, большой железно золотой.

Никто не бегает зря, — даже если не тот кубик принёс, всё равно что-то узнаешь, уточнишь. Постепенно становишься внимательнее, зорче.

Бывает и так: кубик выбрал правильно, а где на нём, например, НО, пока ещё не определить. Тогда ребята вертят кубик, а воспитатель подсказывает: это НЫ, это НУ, это НА… Вот НО, догадываются ребята. ,

5) Описанным выше способом можем из кубиков приготовить целый “обед”: ЩИ, КА-ША, ПЕ-ЛЬ-МЕ-НИ, МА-С-ЛО, РЫ-БА, КО-М-ПО-Т, Я-ГО-ДЫ, ЧА-Й. Конечно, ребята САМИ составляют слова. Воспитатель только немножко помогает:

смотрит, чтобы справа налево не писали, кубики вверх ногами не ставили, чтобы слова друг на друга не наезжали. “Обед” готов, прочитываем названия блюд. Ребята читают, воспитатель только ставит на слово кубик ударения.

А теперь игра: “КТО ЗНАЕТ, ГДЕ ЧАЙ?” Все бросаются на поиск. Тот, кто покажет первым, “выходит” — идёт в свободный угол, где может заниматься чем хочет; еще лучше — залезает на канат, на шведскую стенку. Как правило, ребята продолжают наблюдать издали, дожидаясь выхода последнего участника. “Кто знает, где пельмени? — Выходи!”

И так далее. С выходом последнего участника слова переставляются (“Никто не подглядывает, отвернитесь!”) и игра возобновляется. Через 3-4 круга можно начать новую игру.

Ставя кубик с ударением на ударный склад слова, спрашиваем: “КТО ЗНАЕТ, ЧТО ЭТО?” “Ягоды!” — выкрикивает кто-то и выходит первым. “А что это? — каша!” Продолжаем, пока все не выйдут, переставляем слова и начинаем новый круг.

Ребёнок приучается целиком воспринимать слово, не по кусочкам, спотыкаясь, его прочитывать, а целиком. Первая игра (Кто знает где…?) — превращение звуков в знаки — письмо; вторая (Кто знает, что это?) — превращение знаков в звуки — чтение.

Можно и чего-нибудь вкусненького “покушать”: из одного комплекта кубиков, к примеру, составить: ХА-Л-ВА, А-Р-БУ-3, ДЫ-НЯ, КО-Н-ФЕ-ТЫ, И-ЗЮ-М, Ж-ВА-Ч-КА. Или: ЧА-Й, МЁ-Д, 0-РЕ-ХИ, С-ЛИ-ВЫ, МО-РО-ЖЕ-НО-Е, К-ЛУ-Б-НИ-КА. При наличии двух комплектов можно составить слов 20-25. Опытным преподавателям такого количества кубиков вполне достаточно, избыток кубиков даже мешает.

6) МАГАЗИН. До этой игры, варианта предыдущей, многие додумываются сами. Сначала вместе с ребятами выкладываем из кубиков названия товаров. Когда всё готово, можно давать аналогичные задания. А можно и так: “Ну-ка, сбегай в магазин, купи ПЕЧЕНЬЕ (КОФЕ, ПЕРЕЦ, МАКАРОНЫ…)”. Поскольку каждый “продукт” существует в одном экземпляре, то достаётся тому, кто пошустрее. Он и уходит с “покупкой”. Его сменяет следующий играющий.

Оживляются самые нерасторопные, малоактивные дети, игра мобилизует их, заставляет действовать.

7) Можно устроить ЗООПАРК: ВО-Л-КИ, ЖИ-РА-ФЫ, МЕ-Д-ВЕ-ДИ, ЗА-Й-ЦЫ, КА-БА-НЫ, ЛЬ-ВЫ, ГУ-СИ, МЫ- ШИ, А-И-С-ТЫ, ЧЕ-РЕ-ПА-ХИ. Или так: К-РО-КО-ДИ-.Л, ЛИ-СА, ЖА-БА, 3-МЕ-Я, МУ-ХИ (везде летают), ПО-ПУ-ГА И, СИ-НИ-ЦА, МЫ-ШЬ, ПЕ-ТУ-Х, и четверо ребят пришли:

ВО-ВА, ВИ-ТЯ, НА-ДЯ, БО-РЯ.

Ване Махине год и четыре месяца, не говорит еще. С папой сложили из кубиков слова: МА-МА, ПА-ПА. Да, впечатляло, Но когда составили ВА-НЯ, мальчик прижал кубики к себе н долго-долго ходил с ними, никому не отдавал. Через некоторое время в разных местах комнаты стояли слова, которые собирали вместе с папой. Ваня ждал папу с работы. “А ну-ка, Ванечка, покажи, где МАМА? — спрашивал папа, переодеваясь. А где БАБУЛЯ? КОШКА?” Ваня подходил и показывал загаданное слово. Слова переставлялись, добавлялись новые. Ваня уверенно их находил,

Время от времени в печати появляются сообщения, что где-нибудь в Японии (Китае, Америке) обнаружился двухлетний, полуторагодовалый, годовалый, а то и полугодовалый читающий ребёнок. Подобный случай описывает и господин Масару Ибука в книге “После трёх уже поздно”.

В России такими ребятами никого не удивишь, особенно там, где работают по “Кубикам”.

Журналистам простительно, а педагоги не должны заблуждаться: ни зарубежные, ни российские годовалые дети не читают. Они и говорить-то ещё не умеют.

Ребята эти ПИШУТ !!! То есть звуки превращают в знаки. Вроде Вани Махини, с удовольствием показывающего папе, как много он уже понял, во всем разобрался, готов к новым подвигам. Один раз папа принес домой большой бидон. Ваня никогда не видел такой штуки, осмотрел снаружи и изнутри, а потом потащил папу к кубикам: напиши!

Всё это виды превращения звуков в знаки, то есть письма. В играх типа 5-6-7 сразу выявляются дети, которые мигом всё понимают, быстро отыскивают нужные кубики и склады, составляют слова, прочитывают. Есть дети помедленнее. Выявятся и слабенькие. Но и они подтянутся. Когда “быстрые” дети отирав лены на канаты, шведскую стенку или в другой угол комнаты -пусть наблюдают оттуда, – появляется возможность поработать с “медленными”. Только последнего “медленного” отправишь, когда он все-таки сделает то, что и остальные (помоги ему, натолкни) – тут же все опять возвращаются обратно, и он вместе с ними.

Что происходит? – Да столь модное ныне ТЕСТИРОВАНИЕ, только более точное, надежное, не завуалированное якобы психологической учёностью и доступное для любой мало-мальски подготовленной воспитательницы детского сада. Убедительно такое тестирование и для родителей. Добавим, что в подобной же естественной манере ребенок будет испытан и на математические способности при параллельной работе со “Стосчётом”.

Американцы и японцы теперь уже и сами признают, что сильно погорячились со своими тестами, порядком разочаровались в них, а наши психологи только заканчивают их переводить, и, чтобы благородный труд не пропал даром, силком натягивают на многострадальное образование.

8) Игрой, похожей на предыдущую, является и ПОЕЗД. Поставили паровозик, за ним вагончики из кубиков. Каждое слово — вагончик. Кто в этом вагончике поедет? — ВА-НЯ поедет. А маму возьмем? МА-МА. Дальше еще слова-вагончики: ПА-ПА, СО-БА-КА, друг ТО-ЛЯ, ДЕ-ДУ-Ш-КА, 0-БЕ-ЗЬ-Я-НА. И вот поезд отправляется. Гудок. Едем-едем, станция. Все пошли гулять – гуляйте, ребята, сюда не смотрите, — в это время все вагоны переставили (переставляем “вагоны”). Как теперь узнать, кто где едет? И опять задания двух видов: “Где едет дедушка?” и “Кто в этом вагончике?”

9) Игра по таблицам. Вызываете двух ребят из разных команд. – КТО БЫСТРЕЕ НАЙДЁТ МИ? – Выигрывает и получает очко (бирку, метку) тот, кто покажет МИ первым. Выходит следующая пара. – КТО БЫСТРЕЕ НАЙДЁТ СО? -И так далее. В конце игры подсчитываем количество очков (бирок, меток) у каждой команды. Игра очень азартная. Ребята кричат, подсказывают. А подсказывать не умеют. Нужно их научить. Что вы кричите: выше, ниже, левее, правее? Нужно говорить: маленький железно-золотой ( ЗЕ), большой деревянно-золотой (СО), большой железный (Д).

10) ЖИВОЕ СЛОВО. Кубики распределяются на пять площадок. 9+9+9+9+10= 46 кубиков, сорок седьмой, беленький, у наставника. Играющие разбиваются на пять групп, каждой группе по площадке. Наставник громко объявляет:

— ЗА, иди сюда!

Выбегает ребенок и ставит кубик ЗА на полку.

— И, иди сюда!

Справа от ЗА приставляется новый кубик.

— ЧИ, иди сюда!

На полке растёт хорошо всем видное слово.

— КИ, иди сюда!

Написали. Наставник ставит на ЗА ударение.

— Ребята, что получилось?

— ЗАЙЧИКИ! — дружно отвечает группа.

— Забирайте свои кубики, возвращайтесь на свои места. Написав 4-5 слов, ребята меняются площадками, делают переход, как в волейболе. Каждая группа должна пройти через все площадки, поработать со всеми кубиками. Игра протекает быстро, живо, ребята никому не дают зазеваться, кое-кто от нетерпения к соседям сбегает, кубик покажет: “Что вы спите, вот он!”

От прописывания слов до предложения — один шаг. Чуть позже расскажем, как его сделать.

11) ПИШИТЕ КУБИКАМИ ИЛИ УКАЗКОЙ ПО ТАБЛИЦАМ ПРИ ПЕРВОЙ ВОЗМОЖНОСТИ, по 20-30 и более раз в день. Во-первых, ребята должны видеть, как вы это делаете, чтобы самим успешнее имитировать ваши действия. Во-вторых, от этого в значительной степени зависят успехи ребят в будущем письме и в чтении.

Сели читать ребятам сказку — название обязательно выложите из кубиков на полке. Слушают ребята сказку и видят: МАША И МЕДВЕДЬ, три слова, и почему МЕ (воспитательница рассказала) , и почему ДЬ знают. Новую сказку стали читать — опять название сложили. А перед третьей ребята сами напомнят, что надо сделать.

Выкладываем на полке имена персонажей сказки, слово, которое ребятам толкуем, пишем вместе с ними дни недели, поздравления с праздниками, днями рождения.

У воспитателей, закрепившихся в такой работе, почти и нет специальных занятий по обучению чтению, а все дети прекрасно читают. Как раньше ни в одной деревне не было курсов по запряганию лошади (вторник и пятница, с девяти до одиннадцати), а все, однако, ездили.

12) Пишем указкой по таблице только домашних животных, только диких, только насекомых. Только цветы, фрукты, овощи, мебель, одежду и прочее.

Слова предлагают сами дети, кто предложил, тот и полу чает указку.

13) То же, что и предыдущее, но ребята ПИШУТ САМИ, без помощи воспитателя, стоящего за спиной и водящего их рукой. Некоторые ребята уже могут сами, а другим страшновато. Но втроём, вчетвером – бригадой не страшно, справимся. Слова предлагает воспитатель.

14) СЛОВА С ЗАДАННЫМ КУБИКОМ. Это значит, что будем писать любые, какие хотите слова, но чтобы заданный кубик (к примеру, В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ) в слове участвовал. ВОЛК, ВОРОНА, ВУЛКАН, ГОЛОВА, ВЫДРА, КОЛЕН-ВАЛ и т.п. Ребёнок, предложивший слово, получает указку (всем хочется), выходит и пишет слово с помощью воспитателя. С каждым днём чувствуешь, что ребята делают это все увереннее и увереннее. Некоторые уже совершают отстраняющее движение локтем: “Я сам!” А девочка, которая предложила хорошее слово ВЕЕР, не получила указки — будь внимательнее, ВЕ не с этого кубика, а с маленького ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ.

15) Особенно важно написать побольше слов С ДВОЙНЫМИ КУБИКАМИ (Ж, Ш, Ц, Ч, Щ). Понятно, почему. И ошибок на произношение в таких словах побольше, да и с их правописанием немало проблем.

Заметили уже, наверное, что нашими кубиками или по таблицам такие слова как ЖИТЬ, ЖИРАФ, ШИТЬ, ШИНА никак не напишешь через Ы; ЖЕНЯ, ШЕЯ, ЦЕПЬ — через Э; ЧАШКА, РОЩА – через Я; ЧУЛКИ, ИЩУ, ЩУКА – через Ю. Ни у кого даже мысли не возникает, что можно эти слова писать иначе.

Неувядаемой методической разработке: “ЖИ-ШИ пиши через И; ЖЕ-ШЕ-ЦЕ пиши через Е; ЧА-ЩА пиши через А; ЧУ-ЩУ пиши через У” столько лет, что её возраста даже методисты республиканского значения не помнят. Но очень и очень ценят за простоту, бесхитростность, прямолинейность.

На самом деле древнее правило полно подвохов, и чем старательнее его вдалбливают, тем больше получают побочных эффектов: ребята начинают писать ЖИна, инЖИнеры, ЖИлезо, ШИстёрка, ШИрстяной, ЧИсы и т.п.

Правило упорно не выучивается, ученики и в пятом-шестом классах продолжают писать хоЧЮ, ЧЯйник, иЩЮ, ЩЮка, ЩЯвель.

В любой школе (садике) можно провести простой, но убедительный эксперимент. Для этого директору (заведующей) нужно объявить педагогическому коллективу примерно следующее:

— Уважаемые коллеги! К нам едет министерская ( городская, областная) комиссия. Будут проверять знание преподавателями таблицы умножения. Не возмущайтесь, пожалуйста! В обследованных ранее коллективах преподаватели сбивались, путались, давали неверные ответы. Так что не обижайтесь, но и я, и завучи в оставшиеся до приезда комиссии две недели будем вас опрашивать. Вот график проверки и т.д.

Через две недели преподаватели очень хорошо начнут путаться, сбиваться, давать неверные ответы. А если комиссия будет проводить подобные проверки более или менее регулярно в течение нескольких лет, то уверенности в своих знаниях не будет ни у одного преподавателя.

Древнее правило “ЖИ-ШИ пиши через И” и т.д. лучше и вовсе детям не сообщать. Там, где работают с нашими таблица ми и кубиками, у учащихся нет никаких проблем с правописанием таких слов. А если уж кто изобразит в тетради какое-нибудь ЧЮдо, не трудно будет пригласить такого ученика к таблицам и спросить: “Где ты взял такой склад? Покажи!” “Нету!” — отвечает после непродолжительного поиска. “Ну, а что же ты пишешь такое, чего не бывает?”

В таблицах и на кубиках представлены 236 складов. Можно было бы добавить еще 19, употребляющихся в некоторых заимствованных словах, но на этапе обучения чтению они не актуальны. Такими складами являются: ЖЯ — Абаджян, ЖЮ – жюри, ЖЭ — Жэньминь Жибао, ШЯ – Шяуляй, ШЮ – брошюра, ШЫ – Шымкент, ШЭ – Шэньси, ЦЯ -Цявловский, ЦК) — Цюрих, ЦЭ — Цэцэрлэг (в Монголии), ЧЯ — Мкртчян, 410 — Чюрленис, ЧЫ — чыхыртма, ЧЭ -Ким Чэсун, ЩЯ — Гущян. И ещё четыре с твёрдым знаком:

ЖЪ — межъевропейский, НЪ – конъюнктура, РЪ — контръярус, ХЪ — сверхъестественный.

16) ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА с заданными кубиками. Если ребёнок говорит [масына], значит, надо в группе (ему и так уже с его недостатком все надоели) поработать с кубиками Ж-3, Ш-С, заодно прихватив и кубики ЗЬ-СЬ.

Если ребёнок вместо гусь говорит [дусь], а вместо Галя – [даля], поработайте с кубиками Г-К и Д-Т, ГЬ-КЬ и ДЬ-ТЬ.

В процессе работы, наблюдая за собой и другими ребятами, различая глазами, руками, помня телом местоположение в таблице складов, которые он не различал на слух, ребёнок, в большинстве случаев, сам себе выправляет произношение без походов к логопеду.

Очень важно, что во время такой работы его никто не дёргает и даже как бы не обращает на него внимания.

Воспитатели детских садов, вооружённые кубиками, сплошь и рядом работают лучше логопедов, не пользующихся кубиками.

17) Задания, аналогичные 14-15-16 ребята выполняют САМОСТОЯТЕЛЬНО, выходя к кубикам или таблицам бригадами по 3-4 человека (в одиночку ещё не каждый писать решится, а втроём-четвером не страшно). Слова придумывают сами или пишут заданные воспитателем.

18) Ребёнок получает КАРТИНКУ С НАДПИСЬЮ, выполненной заглавными печатными буквами: САМОЛЁТ. Нужно такое же слово СОБРАТЬ ИЗ КУБИКОВ.

Впервые предложив это задание детям, я был поражен тем интересом, который они к этой форме работы проявили. У каждого, конечно, была своя картинка, каждому нужно было составить своё слово. Иногда ребята совершают ошибки, СА-МО-ЛЁ-Т, к примеру, могут сложить не из четырёх, а из пяти кубиков: СА-М-0-ЛЁ-Т. Из четырёх, конечно, рациональнее, и когда предлагаешь то же слово набрать из четырех кубиков, ребята быстро находят решение.

Пришлось задуматься: а почему им нравятся такие упражнения? Во-первых, наверно, потому, что нужно самим вести поиск и выбрать нужные кубики из общей массы, узнать их. Во-вторых, соотносить настоящие буквы (на картинке) с не совсем настоящими, вроде бы игрушечными, “детскими” буквами на кубиках. А читать придётся скоро книжки, написанные “взрослыми” буквами. Тут у ребенка свой практический расчет, прикидка на будущее.

А для учителя чем хорош такой вид работы, как он проявится в будущих успехах его учеников? — Так ведь это же задание на переписывание. Для ребят, которым, чтобы прочитать слово, нужно потрудиться, потратить время, слово легче перерисовать. Отсюда пропуск букв, другие ошибки.

Интересно, что подобное переписывание значительного количества слов с удовольствием проделывают трёх-четырёх-пятилетки. При понимании же письма как просто шкрябания ручкой в тетради ребёнок доберётся до аналогичной работы на несколько лет позднее.

19) Командная игра. Воспитатель объявляет: КАША — СУП. Выходят двое, по человеку от команды. Каждый получает по два кубика, заранее не зная, какие кому достанутся. Тот, кто составит слово первым, получает очко (бирку, метку). КОТ -ПЁС — выходит следующая пара играющих. ДУБ — ЕЛЬ — третья пара. Будьте внимательны, предупреждает воспитатель, говорится [дуп], а пишется ДУ-Б, потому что ДУ-БЫ. Через одну-другую пару слов нужно провести закрепление, дать ребятам написать ДУБЫ – ЕЛИ.

ЩИТ – МЕЧ, ЩУКА – СОМ, ЛЫЖИ – САНИ, ЧАЙ -КОФЕ, КОНЬ – БЫК, ШАР – КУБ, ШАРЫ – КУБЫ, ДЕНЬ — НОЧЬ, КОТ — МЫШЬ (объяснить, что ночь и мышь с мягким знаком, потому что женского рода), ВЯЗ — БУК, ВЯЗЫ – БУКИ, РЫБА – МЯСО, МОРЕ – ГОРЫ, ВОДА СУША, ЛЕС – ЛУГ, ЛЕСА – ЛУГА, КУРЫ – ГУСИ. МОРЕ – ГОРЫ, ДЫМ – ПАР, ЩУКА – РАК, КУРЫ ГУСИ и т.п.

В конце игры подсчитываем количество очков, набранных каждой командой. Гиперактивные дети успокаиваются, сосредотачиваются, начинают работать. Малоактивные дети оживляются, становятся самостоятельнее.

20) Та же игра, но со словами из трёх, четырёх, а то и пяти кубиков. Отличие в том, что теперь ребята должны выбирать кубики на столе из общей их массы. МИМОЗА — СИРЕНЬ, ВОЛК — ЗАЯЦ (предупредите, что в “зайце” надо писать Я. Так как ребята не знают, кому какое слово достанется, приходится быть внимательными, чтобы потом не потерять времени при составлении слова), СЛИВА – ВИШНЯ, ЧАШКА ЛОЖКА, САЛАКА – КИЛЬКА, КОРОВА – ЛОШАДЬ, КО РОВЫ – ЛОШАДИ, ПИРОГ – КЕКС, ПИРОГИ – КЕК СЫ, ДИВАН – ШКАФ, КОФТА – ЮБКА, КОЛЬЦО СЕРЬГИ, КОЛЬЦА – СЕРЬГИ, КЛЮЧ – ЗАМОК, ХЛЕБ – МАСЛО, БАРАН – ОВЦА, КЕПКА – ШЛЯПА, ЗОНТ – СУМКА, ПЛАЩ – ПАЛЬТО, КАРТЫ – ДОМИ НО, ДВЕРЬ – ОКНО, ДВЕРИ – ОКНА, БОРЩ – ХЛЕБ, МЕБЕЛЬ – ПОСУДА, ПЕТУХ – КУРИЦА, ШМЕЛЬ -ПЧЕЛА, ШМЕЛИ – ПЧЁЛЫ и подобные слова из трёх кубиков.

Из четырёх: тебе КРУЖКА, а тебе СТАКАН; тебе РУБАШКА, тебе ПИДЖАК; ПАРОХОД – САМОЛЁТ, ПАРОХОДЫ – САМОЛЁТЫ, БЛЮДЦА – ЛОЖЕЧКИ, МУРАВЬИ – ГУСЕНИЦЫ, ТЮЛЬПАНЫ – АСТРЫ, БАРАБАН – ПАЛОЧКИ, КАПУСТА – МОРКОВЬ, ЛЯГУШКА – ЧЕРЕПАХА, ПЕЛЬМЕНИ – ОЛАДЬИ, ПОМИДОРЫ – ОГУРЦЫ, ИНДЮК – ПАВЛИН, КЕНГУРУ – БЕГЕМОТ и т.д.

Из пяти: МОРОЖЕНОЕ – КЛУБНИКА, УСТРИЦА – ОСЬМИНОГ, УСТРИЦЫ – ОСЬМИНОГИ, КАСТРЮЛЯ – СКОВОРОДА, БРАСЛЕТ – ОЖЕРЕЛЬЕ, ЛЕОПАРД АНТИЛОПА, ЛЕОПАРДЫ – АНТИЛОПЫ, АПЕЛЬСИ НЫ – ВИНОГРАД и т. п. 1

Возможности подбора пар слов для этой игры расширяются, если работать не с одним, а двумя комплектами кубиков.

21) Какое слово я задумал(а)? Птица есть такая, вот из этих кубиков состоит: Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ, В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ, Н-НА-НО-НУ-НЫ-НЭ?

- ВОРОНА! — Догадывается первым какой-то ребёнок, выбирает двух друзей и вместе с ними идет складывать из этих кубиков слово.

Вариант игры: что у меня в шкатулке? Вот из этих кубиков состоит: Т-ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТЭ, А-0-У-Ы-Э, К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ?

Тоже птица. Тому, кто догадается, что это УТКА, вручается картинка с уткой.

22) Игра под названием ВОЛШЕБНИК. Выставляется на полке какое-нибудь слово. Условия:

1. Кубик можно в слове повернуть.

2. Кубик в слове можно переставить.

3. Кубик можно заменить, т.е. любой из слова вынуть, а любой другой в начале, середине, конце оставшейся части слова поставить.

4. Кубик можно добавить (за это два очка).

5. Кубик можно из слова убрать.

Но так, чтобы каждый раз в результате только одного из перечисленных действий получалось новое слово.

Допустим, начали со слова ВОЛК. Убрали последний кубик, стал ВОЛ. Заменили кубик, получили КОЛ, ещё заменили – КОЗА, потом КОНЬ – ПЕНЬ – ДЕНЬ – ТЕНЬ -СЕНЬ – СЕЛО – ДЕЛО – ЛОСЬ – ЛОСОСЬ и т.д. Каждый, кто сможет изменить слово, — волшебник.

23) Злой волшебник превратил мальчика Ваню в собаку. А вам, ребята, нужно Ваню расколдовать. На полке из кубиков собрана СОБАКА. Играем на тех же условиях, что и в предыдущей игре: СОБАКИ — БАКИ — БАНЯ – ВАНЯ.

Можно кошку превратить в тигра: КОШКА — КОРКА — КОРТ – БОРТ – БОР – ТИР – ТИГР. И прочее, и прочее. Что угодно можно превратить во что угодно, а игру назвать модным словом ТРАНСФОРМЕР.

24) Все в детстве играли “в города”: Воронеж — Житомир — Ростов – Вильнюс — Саратов…

Можно играть в нечто подобное и па кубиках, только не в города, а на любое слово — имя собственное, нарицательное, в любом падеже, числе, времени, лице, любой части речи. И не на последнюю букву, а на последний склад. Игра командная.

ХА-Л-ВА, ВА-ЛЕ-НО-К, К-РО-Т, Т-РО-ПА, ПА-Р, Р-ВА-ТЬ, ТЬ-МА и т.д.

Цель игры – поставить команду соперников в такое положение, задать слово на такой склад, чтобы соперники не могли придумать на него слово. Всего два слова, например, начинающихся на ТЬ: тьма да тьфу. Падежи, правда, могут выручить:

тьмы, тьме, тьмой… Нет слов на СЬ, ну, кроме имен собственных Сью, Сыози. Нет слов на ЗЬ. Команда, попавшая в безвыходное положение, наказывается каким-нибудь весёлым штрафом, а чтобы продолжить игру, надо придумать слово с трудным складом не в начале, а в середине слова.

С малышами складываем слова из кубиков. Детям постарше показываем слова указкой в таблице, чуть позже ребята начинают делать это сами.

Игру можно назвать ЦЕПОЧКА.

25) Дайте ребятам постарше, которые уже умеют читать, пять кубиков и предложите составить слово ЛЕСТНИЦА. Почти наверняка ребята напишут ЛЕСНИЦА и скажут, что один кубик лишний. Нет, не лишний, он тоже нужен. Чуть поспорив, начинают искать ему место. Дайте ребятам поэкспериментировать, не подсказывайте решения. Пусть помаются, спросят у взрослых. Кто-нибудь да вызнает. Тогда продемонстрируйте всем слово, собранное из пяти кубиков. Да ещё объясните, почему оно так пишется (от глагола лезть).

Подобным же образом поработайте и над другими словами с непроизносимыми согласными. Когда через неделю-другую предлагаешь написать эти же слова кубиками или по таблице, ребята пишут их правильно.

26) Дадим собрать из трёх заранее отобранных кубиков МОДЕЛЬ, из двух – КАФЕ, из четырех – АТЕЛЬЕ. Ребятам ничего не остается делать, как написать эти слова правильно.

А теперь предложите им, самим отыскивая кубики, составить ШОССЕ, ПЮРЕ, КУПЕ, ГАЛИФЕ, ТИРЕ, ШИМПАНЗЕ и прочие слова, в которых Е читается, как [э]. Если будут ошибки – попросим исправить. Обязательно догадаются и почувствуют, что это за слова, их происхождение. Конечно, нужно ребятам будет немножко помочь.

27) Контрольный диктант за первый класс: У ЯШИ ЖИВЕТ КОТ ВАСЬКА. ДНЁМ ОН СПИТ У НОРЫ. ТАМ МЫШИ. Какое изящество, какая мысль, какой стиль! Куда ни ткнешься — везде специалисты по развитию речи. Поработали бы со специалистами по составлению диктантов или контрольных работ по математике: “В овощной магазин завезли 1500 кг фруктов…”

В начале сентября 1989 года вдруг захотело наши уроки снять телевидение. Договорились со знакомым директором школы, дал он нам класс шестилеток, 37 человек. Спросили у завуча, какой диктант первоклашки писали весной. Оказался именно этот, про Яшу. Работали с классом три дня, два-три урока по 30 минут. Научились считать до ста, прибавлять и отнимать в этих пределах, по “Стосчёту” это не трудно. Быстро освоились с кубиками — ведь шестилетки! А диктант на третий день написали четыре раза, правда, кубиками. Конечно, без ошибок.

А что здесь необыкновенного? Всего 29 кубиков (три беленьких для точек) и пять красных кирпичиков из строительного набора для заглавных букв. Чем дальше пишешь, тем меньше остаётся.

У — пишет первая от окна парта и сразу кладет кирпичик на букву ( вмиг всё поняли после небольшого объяснения). ЯШИ — пишет вторая и тоже — кирпичик на Я. ЖИВЁТ (кубиками никак ЖЫ не напишешь) — третья. КОТ — уже четвёртая парта. ВАСЬКА — этим повезло — пять блоков ставили: ВА-СЬ-КА, точка в конце, да ещё нашлёпка на В. И так далее. Двенадцать пар ребят только поучаствовали, а диктант уже кончился. Тихо в классе, глядят на полку с кубиками.

— Ребята, давайте еще раз напишем!

— Ага, давайте!

Быстро собрали кубики на стол, перемешали и написали второй раз, и третий. Теперь всем повезло — писали и короткие слова, и длинные, ставили точки, отмечали заглавные буквы.

А на четвёртый раз оставил самых слабеньких — и те справились.

В садиках, где работают по нашим методикам, пишут диктанты и посложнее, но никто, конечно, добровольно не пишет с ребятами подобной чепухи.

На всех курсах предупреждаю: НЕ ОДЕБИЛИВАЙТЕ РЕЧЬ. ТОГДА ЕЁ’И РАЗВИВАТЬ НЕ НАДО БУДЕТ! Работайте на хорошем тексте, ни строчки дряни, ни написанной, ни прочитанной. Тогда ребёнку будет интересно учиться, язык будет любить, и учительницу тоже. А если наши кубики и таблицы по грамматике присовокупите, у вас ещё лучше дела пойдут.

28) Только что была показана техника диктанта кубиками. А теперь О ДИКТАНТЕ ПО ТАБЛИЦАМ. Приготовьте пять картонок ( шириной 10 см) со знаками препинания и распределите их над таблицей 1, но которой будем писать указкой.

В первом блоке Кс означает “Красная строка”; 36 — заглавная буква. Третья клетка — пробел между словами. Одно слово кончилось, другое началось, между ними пробел, куда и будем ставить указку. Это блок нестандартных обозначений.

Второй блок мотивирован запятыми: запятая, точка с запятой, кавычки открыть, кавычки закрыть, апостроф (Жанна д’Арк).

Третий блок из черточек: знак ударения — вдруг понадобится, например, отметить: мука, мука; дефис, знак объединяющий: гуси-лебеди, ковёр-самолет, баба-яга, жили-были; тире, знак разъединяющий: Пушкин — великий русский поэт; косая черта употребляется в качестве “или”, иногда вместо скобок, часто через косую черту записываются дроби: 1/2, 3/4

В четвёртом блоке: скобку открыть, скобку закрыть.

Пятый блок: многоточие, двоеточие, точка с запятой (во втором блоке с запятыми, здесь в блоке с точками), вопросительный знак (в нём тоже точка есть), восклицательный и сама точка.

Такое расположение убыстряет поиск: сначала определяется блок, затем нужный знак внутри блока.

Вот схема развески таблиц и размещения полки для работы с кубиками.

Таблицы, сделав предварительную разметку, приклейте прямо к стене, как приклеивают обои, — так они будут лучше выглядеть и лучше сохранятся. Не покрывайте их плёнкой плёнка бликует, затрудняет зрительное восприятие. Не приклеивайте таблицы на щиты, это дорого и не так аккуратно выглядит. Нижняя доска полки на высоте поднятой руки трёхлетнего ребенка, а может и повыше — пусть лучше на скамеечку заберётся, чтобы поставить кубик. Ширина каждой доски и расстояние между ними — 15 см.

Существующие рекомендации о развешивании учебных материалов на уровне глаз не состоятельны. Это аргументирование обосновывает доктор медицинских наук В.Ф. Базарный, многие годы борющийся за оздоровление образования. Учителю и учащемуся таблицы на уровне вытянутой руки также неудобны:

ребята толпятся у них, закрывая друг другу обзор, привыкая работать только в плане ближнего зрения, развивающего близорукость; надрывают таблицы, оставляют метки. Работая с длинной указкой, ребята отодвигаются от таблиц, разгибаются, увеличивается поле обзора, движения головы и глазных яблок становятся шире, идёт активная работа стоя, а не сидя. Другим удобно наблюдать за товарищами издали, сидя в свободной позе с высоко поднятой головой, а ещё лучше – лежа на коврике, с каната, колец или шведской стенки. Каждому хочется поработать с кубиками на полке или с указкой у таблицы, поэтому группы ребят непрерывно сменяют друг друга. Это нам трудно раз двадцать на пол лечь и быстро подняться, а им нет. Ребятам это даже необходимо, природа их такова.

А диктанты будем писать, показывая по таблице 1 склады и знаки над таблицей: Кс Зб К-ТО пробел ПО-Д пробел МО-С-ТИ-КО-М пробел ВИ-ЛЯ-Е-Т пробел Х-ВО-С-ТИ-КО-М вопросительный знак тире Зб РЫ-Б-КА точка.

Ошибся — отдавай указку другому, желающих много. Один пишет, другие — и заставлять не надо — внимательно наблюдают. Участвуют, переживают. Голова поднята, глаза следят за перемещениями указки, никто не горбится, всякий готов сорваться с места, прийти на помощь. Удивительны объёмы такого письма. За полчаса с пяти-шестилетками напишем больше, чем с пяти-шестиклассниками за урок.

Скорость письма приближается к машинописной: Ваня — 4 удара на машинке, а по таблице два; бабушка – 7 ударов на машинке и 4 по таблице.

Пожалуйста, не переживайте, что употребление знаков препинания окажется для детей невероятно сложным, непреодолимым. Сами мы всеми этими знаками правильно пользуемся вовсе не потому, что вызубрили полторы сотни правил, к их у потреблению относящихся. Просто, намурыжившись, в конце концов схватили, поняли: знаки препинания — отражение интонации на письме. Увязав определенную интонацию (начала, конца высказывания, вопроса, восклицания, уточнения, перечисления) с употреблением определенного знака, мы перестали испытывать мучения с прокручиванием десятков правил в голове и начали расставлять знаки, что называется, автоматически.

Ознакомимся постепенно и с самими правилами, вводя их в качестве устного сопровождения, комментария, объяснения к письму, многократного нашего проговаривания, ведущего к тому, что дети намного быстрее усвоят правила и сами начнут озвучивать их.

Не бойтесь ошибок, совершаемых учениками, дайте им поискать, подумать, поиспытывать — поле поиска не так велико, всё перед тобой.

Такой диктант не столь эффективен в работе с маленькой группой — сужаются возможности коллективного поиска, опробования вариантов.

Но главное — повторим в который раз — хороший, интересный, развивающий, обогащающий ребят текст.

Примечательно, что даже семнадцатилетние двоечники с интересом, азартом втягиваются в такой диктант и быстро прогрессируют в правильном письме: наконец-то им доверяют, не ругают за ошибки, поиск осуществляется ими самими, с использованием их собственного чутья, все ошибки исправляются, текст не занудный, а наоборот, интересный, с каждой строчкой что-то новое, нужное или меткое, остроумное узнаешь (потом в речь где-нибудь вставишь).

Вспомним еще раз основополагающий принцип: к чтению через письмо. Именно такой диктант с использованием знаков препинания быстрее выведет детей в хорошее, правильно интонированное чтение, так как знакомит, приучает ребенка ко всему, с чем ему предстоит “бороться” в озвучивании текста

29) ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА быстрее и лучше, чем с кубиками и предложенной полкой не изучишь. Доски полки “строчки”. На верхней “строчке” справа выставляем слово. Здесь же белый кубик, который нам нужен из-за имеющейся на нем черточки.

В последнее время, в связи с несовершенством программ для переноса слов при компьютерном наборе, слова переносятся, как придется: ПОЛ-ИТИКА, СВИН-ЬЯ и проч. Но это дело временное, невежливое, конечно, по отношению к читателю, вынужденному о таким образом перенесенные слова глазами спотыкаться.

Но мы с вами, ребята, люди грамотные, вежливые, и пере носим слова правильно. Какое слово будем переносить? ТЕЛЕВИДЕНИЕ? Выкладывайте.

ТЕ-ЛЕВИДЕНИЕ? Можно так перенести, но, вообще-то, ТЕЛЕ в древнегреческом означает “вдаль, далеко”. Лучше бы, пожалуй, это ТЕЛЕ не делить. А то какой-нибудь человек увидит ТЕ- и подумает, что дальше речь будет идти о ТЕЛЯТАХ.

ТЕЛЕ-ВИДЕНИЕ. Так хорошо.

ТЕЛЕВИ-ДЕНИЕ? Можно, но лучше бы корень не разбивать. Здесь корень ВИД: видел, видно, видимость. Увидят ТЕЛЕВИ и подумают, что дальше ЧОК.

ТЕЛЕВИДЕ-НИЕ. Правильно.

А ТЕЛЕВИДЕНИ-Е можно? – Нет, нельзя. Склады из одной буквы не оставляются и не переносятся.

Возьмем для переноса другое слово.

Например, УЧИТЕЛЬНИЦА.

У-ЧИТЕЛЬНИЦА, можно? – Нет (уже сами ребята подсказывают), одна буква не оставляется.

УЧИ-ТЕЛЬНИЦА. Можно.

УЧИТЕ-ЛЬНИЦА. Нет, нехорошо. Суффикс ТЕЛЬ разделили.

УЧИТЕЛЬ-НИЦА. Так пойдет.

УЧИТЕЛЬНИ-ЦА. Тоже хорошо.

Возьмем еще слово.

И-ССЛЕДОВАТЕЛЬ. Нельзя (ребята сами скажут почему).

ИС-СЛЕДОВАТЕЛЬ. Можно.

ИСС-ЛЕДОВАТЕЛЬ. Нельзя. Приставка ИС (грамматику начинаем осваивать в садике, таблица с приставками, понятная даже пятилеткам, висит рядом), корень СЛЕД. Нехорошо отрывать одну букву от корня.

ИССЛЕ-ДОВАТЕЛЬ. Можно, но лучше не делить корень.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. Можно. Лучше бы, конечно, суффикс 0В не делить.

ИССЛЕДОВА-ТЕЛЬ. Очень хорошо.

ИССЛЕДОВАТЕ-ЛЬ. Нельзя, склады без гласных не оставляются и не переносятся.

Слова ТЕ-ЛЕ-ВИ-ДЕ-НИ-Е и У-ЧИ-ТЕ-ЛЬ-НИ-ЦА из шести кубиков каждое. И-С-С-ЛЕ-ДО-ВА-ТЕ-ЛЬ из восьми. Были опробованы все варианты переноса, но ни разу никому не пришло в голову делить слова на такие, к примеру, части:

ТЕЛ-ЕВИДЕНИЕ, УЧ-ИТЕЛЬНИЦА, ИССЛЕД-ОВАТЕЛЬ, ТЕЛЕВ-ИДЕНИЕ, УЧИТЕЛ-ЬНИЦА, ИССЛ-ЕДОВАТЕЛЬ и т.д. и т.п. Кубики этого не позволяют, сразу отбрасывая невозможные для переноса варианты, исключая грубейшие ошибки переноса слов.

Группа (класс) внимательно отслеживает производимые действия, все активны, желают лично участвовать в работе, идёт активный обучающий диалог между учителем и учащимся.

А почему ребята активны? — Да они, ведь, проводят ненаказуемое двойками или окриками настоящее исследование, поиск условленных грамматической конвенцией правильных вариантов, пробуют, испытывают, предлагают.

Не оставим без внимания и проходящую через все наши наработки “красную нить” — здоровье ребёнка: глаза не портим, осанку тоже, свободно передвигаемся, учебный материал удобен для восприятия чисто физиологически.

30) В целом ряде садиков, работающих по нашим методикам, успешно соединяют ЗАНЯТИЯ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ С ПИСЬМОМ.

Первые вести поступили еще несколько лет назад из Краснодара, где начали кубики осваивать с 1989 года, сразу после того, как они появились. Заметили, что дети, работающие с ними, вдруг начинают рисовать, даже если раньше к этому особого интереса не проявляли. Объясняли возбуждением какого-то полушария.

Слава Богу, конечно, что хоть одно возбуждается, но полушария дело настолько тонкое, малоисследованное, модное и маловразумительное (вроде астрологии), и столько по полушариям вдруг объявилось специалистов, что захотелось найти объяснения поближе к тому же глубокополушарному здравому смыслу.

Ребятам, овладевающим письмом, наверно хочется себя получше выразить. Речевые возможности пока недостаточны, изобразительные тоже, а вот сочетанием рисунка, картины с надписыо, с текстом сможешь сказать больше.

В 31-м садике Василеостровского района Петербурга ведет ИЗО Лена Пашкова. Ко всем своим рисункам занимающиеся у неё дети, даже трёхлетки, придумывают СВОИ названия, а Лена рисунки красивыми печатными буквами в присутствии детей подписывает. Дети постарше пишут картины красками, а к ним текст на листочке. В последнее время решили лучшие тексты перепечатывать крупными буквами на принтере (родители помогают).

От выставки картин с ребячьими текстами подолгу не отходя I взрослые: и смешно, и грустно, и есть над чем подумать. И, конечно, много узнаешь о детях: чем они живут, что их волнует.

Постоянно действующая такая выставка в садике является, одновременно, хорошим материалом по укреплению навыков, чтения и стимулом для создания новых произведений.

И еще одно наблюдение. Ребёнок не боится выражать себя, творить в слове, ему нужно помочь в этом, поддержать. Возрастает роль наставника, чувствующего слово, умеющего деликатно направить ребёнка.

Думать с карандашом или ручкой в руках не учат ни н школе, ни в институте. Большинство людей даже с высшим образованием испытывают мучения при необходимости изложить мысль на бумаге. Так культурные ли мы люди? И не надо ли начинать учиться излагать мысль, творить в слове как можно раньше, пока благоприятный момент не упущен?

В знакомой семье трёхсполовинолетний Дениска нарисовал фломастерами машину с какими-то разноцветными колечками вокруг. Спрашиваю: “А что это такое?” И получаю потрясающий ответ: “Свадебная машина”. Пишем на рисунке печатными буквами (кубики Дениска знает, поэтому наблюдает весьма осмысленно): СВАДЕБНАЯ МАШИНА. На другой стороне картинки делаем ту же надпись и в уголке проставляем число, месяц, год — вырастет Дениска, даст Бог, рисунки сохранятся, вспомнит, подсчитает, сколько лет, сколько месяцев ему было, и что он хотел здесь выразить. А пока такие рисунки, накапливаясь, будут чудесным домашним пособием по начальному письму и чтению — картинки, ведь, можно узнавать по надписи на обратной стороне.

Мама Дениски, увидев рисунок с надписью, прокомментировала: “Позавчера мы свадьбу видели. Жених невесту в дом на руках нёс”. А Дениску поразила не брачующаяся пара, а машина с разноцветными шариками. Он впервые увидел такую и услышал интересное словосочетание такого-то числа, месяца и года. И выразил впечатление в рисунке. Импрессионизм.

Шестилетняя Лика показывает картину в целый альбомный лист. Рябинка с красными гроздьями и полуоблетевшими листьями. Лесок вдали, солнышко в небе. А на переднем плане справа какая-то огромная разноцветная капля.

Оказывается, здесь, прямо над краями, где живёт Лика, пролетала Жар-Птица и уронила перышко. Назвали и подписали: ПЕРЫШКО ЖАР-ПТИЦЫ, число, месяц, год. “Не надо, она сама умеет писать!” — вмешался папа. Нет, надо. Надо спросить, обсудить, назвать, красиво подписать, число, месяц, год поставить.

Мамы, бабушки хранят, хранят рисунки детей и внуков. Дети выросли, разглядывают. Что было раньше создано, что позже ни сами, ни мамы не помнят. Какие-то колесики над машиной, какая-то цветная капля. Да и я ли, вообще, это рисовал? Вздохнут раз-другой, да и… выбросят.

31) Игры 1, 3, 4, 5-8, 12-24 могут выполняться в записи цветными мелками НА ДОСКЕ, фломастерами НА БОЛЬШИХ ЛИСТАХ БУМАГИ.

Пишите красиво, сначала заглавными печатными, затем и строчными буквами. Со временем подключим и прописные буквы.

Пишите в разных местах доски, листа бумаги. На листе размером 60х90 разместится 30-40 слов. Ребёнку нужно многократно, в крупных буквах пронаблюдать ваши движения при письме, направления и порядок прописывания элементов букв и т.п. Ведь скоро, прямо вот сейчас, он сам начнёт так действовать, копируя увиденное.

Помню, на одном выступлении подмосковного преподавателя музыки и пения Л. В. Виноградова, добивающегося замечательных результатов в работе с трёхлетками, спросили:

“А когда Вы им объясняете, как нужно держать скрипку?”. “Это вам месяц нужно объяснять, а ребёнок один раз увидел и уже держит, как надо”, — отвечал Виноградов.

Уже на первых занятиях можно записать на доске или листе бумаги имена всех ребят, пусть их будет хоть двадцать. Пишем МАКСИМ. Сказали, а потом написали МА; сказали и написали К; произнесли СИ и пишем названное; заканчивая, произносим и записываем М. Когда напишем имена всех ребят, поупражняемся в превращениях звуков в знаки, то есть в письме (в сотый раз, чтобы усвоилось, повторяем: это письмо).

— Кто знает, где Настя?

— Вот!

— Выходи.

— Кто знает, где Женя?

— Вот.

— Нет, это Таня. А где Женя?

— Вот он!

— Выходи!

И так далее, пока не выйдут все. Сыграв раз-другой, можем начать и чтение:

— Кто знает, кто это?

— Вадик!

— Выходи!

Через некоторое время напишем имена с фамилиями. Про красно сыграем в магазин, зоопарк и т.п. со словами, записанными на доске или большом листе бумаги. А если напишем слова для таких игр на отдельных картонках, сможем играть не однократно с разными группами детей.

Лучше, если ребята находят слова, написанные мелом, указками, а не рукой, — руками смажут буквы.

Прекрасно в этом жанре работает Александр Михайлович Лобок в Екатеринбурге, используя листы ватмана и толстые цветные фломастеры. Листы не выбрасываются, а развешиваются по всей комнате, вторым и третьим рядом под самый’ потолок. Чтобы написать слово, Александр Михайлович забирается даже на лестницу, забираются и ребята показать найденное слово. Они помнят, находят, прочитывают слова, которые записывались давным-давно, а если написать новое слово — тоже прочитают, неизбежно наступает такой момент.

32) ИЗОБРЕТАЙТЕ САМИ. Людмила Петровна Хазан из Петербурга любит с детьми “готовить” салаты, винегреты, борщ. Составят из кубиков ВОДА и “наливают” в большую-большую кастрюлю, кладутся туда же составленные из кубиков МЯСО, СВЁКЛА, КАПУСТА и т.д. “А если я вам теперь эти кубики отдам, сможете вспомнить и опять составить всё, что мы туда клали?” Конечно, смогут, конечно, составят. Приходят домой и говорят: “Мама, а я борщ умею готовить!”

Методика новая, материал, приёмы работы, наблюдена нужно копить, публиковать.

Часто спрашивают: “А программа, когда будет программа?”

Под программой имеют ввиду позанятийное расписывали каждого шага: на 16-м занятии вот то-то делай, а на 37-м вот это. “Здравствуйте, дети, пора вставать! На чём поедем?” — не поленились раз двести написать в известной программе, спланировав для воспитательницы побудку после тихого часа.

Позанятийно, поурочно расписанная программа никогда и нигде толком не работала, отучала педагогов думать, творчески относиться к делу. Учителя английского языка, двадцать лет урок в урок отработав по книге с дотошно расписанными урочными планами, до того (Господи, прости!) сдали, что им ни одной живой мысли теперь не передашь. Результаты работы по обучению языку всем известны.

Педагоги начинают понимать, что программы не Боженькой писаны, а все той же Академией, что программа не должна надоедливо регламентировать каждое движение, а тем более превращаться в средство торможения. Вот что пишет Л. Парамонова, директор Центра “Дошкольное детство” им. А.В. Запорожца в газете “Педагогический вестник” № 115, ноябрь 1994:

“Программа не должна быть по своему характеру запрещающей что-то другое. И в этом смысле Л.Н.Толстой был абсолютно прав, выступая вообще против программ, поскольку они в руках инспектуры становятся средством запрещения всего нового, даже хорошего. Базисная программа, задающая общие ориентиры в воспитании, обучении и развитии, должна открывать еще больший простор для вариативных и “специальных” программ: по эстетическому и музыкальному воспитанию, по формированию познавательных способностей и т.п.”

Откровенно говоря, нам кажется, что как раз и предлагаем неплохую программу по обучению письму и чтению в сочетании с обучением пению (см. ниже), рисованию и позаботившись о здоровье ребенка.

Попробуйте читать дальше с мыслью: “ Это программа… А почему бы и нет?”

Тексты взяты из открытых элетронных источников и опубликованы на сайте исключительно в ознакомительных целях не для коммерческого использования.
Использование материалов сайта возможно исключительно с активной обратной ссылкой на сайт https://babylib.ru
Права на тексты принадлежат только их правообладателям.
© 2010 - 2016 https://babylib.ru